Шокирующая находка: новое оружие изменит охоту навсегда!
Каким может стать оружие, способное заменить привычные нам дробовые ружья в ближайшие десятилетия?
- Оно будет полуавтоматическим, оснащено магазином;
- Баланс останется стабильным между выстрелами;
- Масса с патронами - не превысит 2 кг;
- Длина ствола - максимум 450 мм;
- Приклад складной, стилизованный под скелет, чтобы сохранить баланс при короткой длине ствола;
- Сложенный приклад позволит носить ружье в кармане куртки;
- Деревянные ложи окончательно утратят актуальность;
- Регулировка дульного сужения будет осуществляться нажатием кнопки на цевье;
- Энергия отдачи будет отведена, делая её практически незаметной для стрелка;
- Патроны 20-го калибра будут по характеристикам сравнимы с современными 12-го калибра и заменят их;
- Новые высокоэнергетические пороха обеспечат необходимую начальную скорость в пределах короткого ствола, уменьшая длину патрона до 40 мм;
- Давление в патроннике будет черезвычайно высоким по нынешним стандартам, но современные технологии справятся с этой проблемой;
- Патроны с концентраторами будут поражать добычу на расстоянии до 250 м.
Эти предположения о будущем охотничьего оружия были обнародованы в одном британском журнале. Уважаемые читатели, позвольте задать несколько вопросов: как вероятно на ваш взгляд, что эти предсказания сбудутся? И когда, по-вашему, был сделан этот прогноз? Ответ на первый вопрос даст лишь время. Что касается второго, все пункты прогноза были взяты мной из статьи январского выпуска «Бадминтонского журнала» 1902 года.
Таким образом, владельцы «Сай-ГИ-20К» могут по праву гордиться: они обладают мечтой британских аристократов, у которых ранее были лучшие в мире оружейные изделия таких мастеров, как Перде и Голланд.
Без шуток, самое интересное в этом прогнозе - насколько современно он звучит. За прошедшее столетие охотничье оружие едва ли изменилось. В армии прогресс кажется более сильно проявленным; трудно представить современные войска, вооружённые винтовками времен Первой мировой. Хотя нужно учитывать различия в задачах между охотниками и военными. Будь задачей охотников добыть как можно больше за короткое время, они были бы вооружены автоматами типа АК-74 и AR-15. Но, учитывая, что снайперы ценят точность и поражение цели с одного выстрела, они по-прежнему довольны такими образцами, как Remington 700, который отличается от своих предшественников лишь продвинутостью технологии производства.
Хотя и в охотничьих ружьях происходят изменения: улучшенные материалы и новые дизайнерские подходы делают их более эффективными. Можно появиться на охоте со старым ружьем начала XX века и не вызывать удивления, если только своим необычным или отсутствующим прицелом. В гладкоствольных орудиях консерватизм ещё больше заметен. Стволы с эжекторами, чоками и единичными УСМ всё ещё эффективны, как и в 1902 году, хотя изготовлены много лет назад. Что заставляет задуматься - почему за столетия ни охотничьи ружья, ни наши представления об их будущем не прошли значимых трансформаций?
Во-первых, параметры охотничьего оружия обусловлены характеристиками человеческого организма. Масса оружия определяется не только прочностью напрямую, а скорее возможностями стрелка противостоять отдаче. Как ни странно, причины этого лежат больше в анатомии, чем в инженерии. Лёгкое оружие сложно контролировать, оно не позволяет стрелку чувствовать его продолжение собственных рук. Именно поэтому стендовые ружья бывают тяжелее охотничьих: необходимо выступать против непредсказуемых траекторий. Такое железо поможет против неподвижной цели, но будет сложно уследить объект на движении.
Есть ещё другая сторона технологий, усиливающая человеческие возможности: способность улучшать зрение и определять расстояние. Для профессиональных охотников такие преимущества весьма ценны, но нехватка навыков в большинстве случаев ограничивает стрелков от точного попадания на дистанции свыше 200-250 метров с открытым прицелом. Оптические прицелы, конечно, увеличивают точность, позволяя бить на 400 и более метров, хотя количества охотников, способных на подобное, мало.
В том числе, существуют пределы в использовании приспособлений для повышения точности человека, таких как скорость обработки информации. Например, патроны с концентраторами, предложенные ещё в 1830-х, по сути, вышли из употребления, поскольку сложно обеспечить точность на дальности около 100 метров и более. Объем данных, обрабатываемых мозгом, об увеличении эффективности траектории и определении момента для спуска, становится огромным при увеличении расстояния.
Не стоит недооценивать человеческую ловкость и интуицию. Именно эти качества позволяют попасть в добычу даже в условиях ограниченной видимости и быстро меняющегося ландшафта. Ожидать, что технологии быстро заменят эти врождённые способности, было бы недальновидно, поскольку даже самые продвинутые системы требуют времени для обработки информации, и в этой области человек часто опережает, добиваясь впечатляющих результатов своими "примитивными" органами.
Вторым аспектом, ограничивающим развитие охотничьего оружия, является само понятие охоты. Охота интересна не только добычей, но и навыками, необходимыми для достижения результата. Совершенно автоматическое оружие может убить цель, но потеряет весь смысл для охотника, в отличии от военных, для которых ключевыми остаются результаты. Поэтому спрос на более результативные орудия среди охотников не столь высок, как в других областях.
Предсказать, что "охотничье оружие не изменится в обозримом будущем" мешает история всех подобных заявлений. Мы часто слышали фразы о вечном преобладании лошади, бессмысленности космических программ или предельной нужности только пяти компьютеров в мире. Но пока не станет понятно, что сильно изменилось в человеке, можно смело утверждать, что радикального изменения в охотничьем оружии мы не увидим.